Пн - Пт
9.00-17.00
8 (843) 260-94-56

Как устроена задвижка для трубопровода

Трубопроводная арматура - это огромное количество элементов самой разнообразной конструкции. Как правило, арматура представлена двумя типами - запорно-регулирующей и запорной арматурой. Первая позволяет не только полностью перекрывать поток рабочей среды (жидкости или газа), но и регулировать его, вторые только перекрывают. К числу последних относится задвижка, речь о которой пойдет в нашем материале. За редкими исключениями этот вид трубопроводной арматуры используется только для полного перекрытия потока.

Работа устройства достаточно проста - запорное устройство перемещают перпендикулярно к оси прохода среды. Этот вид трубопроводной арматуры отличается весьма солидной строительной высотой, однако достоинства приборов полностью перекрывают данный недостаток.

Данное устройство бывает двух типов - полнопроходное, то есть диаметр проходного отверстия задвижки и диаметр трубопровода полностью совпадают, и суженные. Второй тип применяется на трубопроводах, где необходимо уменьшение крутящих моментов, необходимых для управления арматуры, а так же для снижения износа уплотнительных поверхностей. Конструкция достаточно проста, однако именно в этой простоте кроется секрет столь большой популярности.

Вообще, если говорить о типовом разнообразии данного запорного элемента, то можно найти сразу несколько классификаций - по типу движения шпинделя, управления, конструкции запорной части. А так как наш материал посвящен именно тому, как устроены задвижки, то поговорим о каждом виде подробно. В зависимости от конструкции можно выделить несколько видов задвижек.

Виды задвижек и их конструкция

Центральным элементом устройства можно назвать клин, лист или диск, который перемещается в пространстве между поверхностями корпуса вверх и вниз. Ходовой узел может быть выдвижным или невыдвижным. В первом случае при открытии верхний конец шпинделя выдвигается, увеличивая и без того немаленькую строительную высоту запорного элемента, так как ходовая резьба находится снаружи. Во втором случае шпиндель не выдвигается, так как ходовая резьба расположена внутри полости задвижки.

 Второй немаловажный элемент - седло, так называется часть, к которой в закрытом состоянии прилегает запорный элемент. Последние могут иметь самую разнообразную форму.

Конструкционно можно выделить задвижки четырех типов:

  • клиновые - в этом случае запорный элемент в форме клина, в таких устройствах седла расположены под небольшим углом друг к другу, ну а клиновидный затвор, который может быть жесткий, упругий, двухдисковые, в закрытом положении плотно входит в пространство между седлами. При выборе типа клина опираются на условия будущей эксплуатации;
  • параллельные - в этой устройствах уплотнительные поверхности седел распложены параллельно, а сам затвор выполнен в виде двух дисков. В закрытом положении диски при помощи клинового грибка прижимаются к сёдлам, полностью перекрывая поток рабочей среды;
  • шиберные - нередко этот вид относят к подвиду параллельных, так как конструкция схожа. В отличие от параллельного типа, где затворы двухдисковые, шиберные задвижки имеют однодисковый затвор. Он называется-  шиберный односторонний.
  • шланговые - мы говорили о том, насколько важны седла для данного вида арматуры, так вот в случае с шланговыми задвижками всё иначе. В их корпусе нет седел, а у затвора уплотнительных поверхностей. Сама конструкция полностью другая - рабочая среда движется по патрубку, эластичному шлангу, который вставлен в корпус. При необходимости в перекрытии, шланг пережимается шпинделем. Почему же тогда их относят к типу задвижек? Дело в том, что несмотря на разность конструкции сам принцип работы один - для управления трубопроводной арматурой шпиндель перемещается перпендикулярно к оси прохода среды.

 

Как видите, конструкции задвижек достаточно разнообразны. Далее чуть подробнее познакомимся с конструкцией задвижек клиновых, так как клинья бывают нескольких типов.

Типы клиновых задвижек

Как уже говорилось запорный элемент в клиновых задвижках может быть представлен жестким, упругим или двухдисковым клином. В чем разница? Разница очевидна при использовании. Каждый тип, разумеется, имеет свои преимущества и недостатки, которые и определяют место эксплуатации и её особенности. Жесткий клин обеспечивает отличную герметичность в трубопроводах с большинством видов рабочих сред, в частности можно назвать низкотемпературные газы, загрязненные среды, кроме того клин такого типа высокофункционален и не испытывает вибраций. Но есть минус - затвор может заклинить, а при колебании температур могут возникнуть трудности с открытием.

Двухдисковый клин - состоит из двух скрепленных дисков, которые расположены под углом относительно друг друга. Заклинивание в таких запорных конструкциях практически невозможно, в отличие от жесткого клина, кроме того арматура такого типа не требует больший усилий для закрытия, уплотнительные поверхности практически не изнашиваются. Однако именно этому типу свойственна вибрация.

Упругий клин это, в сущности, подвид двухдискового, в данном случае части связаны упругим элементом, который при закрытии способен сгибаться для обеспечения максимально плотного контакта с уплотнительными поверхностями. К числу его достоинств можно отнести более простую конструкцию, нежели у двухдискового, и легкая пригонка затвора по корпусу. Можно сказать, что упругий клин это золотая середина затворов типа "клин". Сочетая в себе достоинства жесткого и двухдискового, он в то же время и сглаживает их недостатки. Сфера применения их так же широка, как и у остальных - практически все виды сред. 

В быту задвижки используются нечасто, основная их сфера - промышленность, канализации, трубопроводные магистрали и др. В домах вместо них используются менее громоздкие виды запорной арматуры - шаровые краны, вентили и другие не менее интересные виды арматуры, о которых мы обязательно расскажем в будущем.